ИКОНА – так изначально назывался этот мой проект. Зреет он уже давно, обрастает новыми подробностями. В прошлом году снова собрал документы, довёл до ума трейлер к нему, но… не нужна публицистика сейчас. Позволю себе самонадеянно сравнить свой, не реализованный ещё пока проект, с последней картиной Михаила Ромма. Объясню почему пришла мне такая идея сравнения. Изначально фильм Михаила Ильича должен был называться «Мир сегодня», но мастер не успел его завершить и авторами существующей ныне версии под названием «И всё таки я верю…» стали уже его ученики – Элем Климов, Марлен Хуциев и Герман Лавров. Когда я участвовал в производстве одного из выпусков серии «Документальная камера» для канала Культура, то с удивлением услышал из уст одного из уважаемых мэтров нынешней документалистики, что картина Ромма довольно-таки несостоятельна была изначально, как и в принципе подобный жанр. Ну, чтож, подумалось мне тогда – дело вкуса. Впоследствии я обратился к мэтру за советом уже по поводу моего проекта. Всё-таки изначально проект ИКОНА не был конечно же тождествен фильму Ромма. Я мыслил присутствие определённых персонажей – героев повествования, некую историю которых намерен был, помимо публицистической составляющей, показать. И потому одним из справедливых замечаний было то, что собственно героев-то в моей презентации не хватало. Но услышал я и знакомое уже мнение о несостоятельности публицистики. И сразу же возникла ассоциация с той фразой по поводу «И всё-таки я верю…»
Сейчас, на фоне всего творящегося бардака, казалось бы, вовсе неактуальны и даже смешны какие бы то ни было рассуждения на тему культуры – всяческие "интеллигентские причитания", как мне намедни заявили. Актуальны! – Были, есть и будут.
Далее выдержка из синопсиса: «На протяжении всей истории своего существования человеческой цивилизации необходимы были три понятия: Ориентир, Авторитет и Символ. Искусство и религия, наряду с наукой, способствуют познанию и принятию мира. Посредством искусства и с течением времени человек, всё более осознанно, пытался отразить окружающую его реальность, обозначить неосознанную, но ощущаемую глобальность внешней и внутренней вселенной, жажду их осмыслить. Человек пытался и до сих пор пытается уравновесить эти вселенные. И всё так же человеку необходимы – Ориентир, Авторитет, Символ… Иконой называют сейчас рок звезду или новатора в мире моды, иконки на экранах смартфонов и персональных компьютеров заменяют реальные явления и вещи. Икона, как воплощение высшего идеала перестала быть таковой? Как это произошло? Что будет после иконы? …»
В связи с тем, что нашлись наконец-то основные герои будущего фильма и уже отснята весомая часть материала, проект естественным образом поменял название на «ПОСЛЕ ИКОНЫ». Тизер этот в принципе уже несколько устарел, хотя выражает основную мысль. Состоит он в основном из кадров моих теледокументальных фильмов (за исключением фрагментов из фильмов «Лик» режиссёра Валентины Матвеевой, «Берег» режиссёров Алова и Наумова, и «Паша 183» режиссёра Никиты Номерза) – получается, что я вроде как всю дорогу собираю по крупицам какой-то один глобальный фильм. Возможно, так оно и есть. Думаю, так про любого режиссёра и, в целом, художника можно сказать.
Не знаю поможет ли эта публикация в осуществлении проекта. Если поможет – хорошо. Но, в первую очередь мне просто уже хочется поделиться всем этим ворохом мыслей в рамках проекта, пусть даже и находящегося ещё в стадии формирования.
На превью к видео композиция Владимира Абиха «Икона».